Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Мини-блог | Главная | Читать | Отзывы | Песни | Промо-акция  
 

Разоблачение сказки под названием "Ирония Судьбы-2", или Тяжелое ощущение после просмотра

Это не правда, что Маэстро благословил режиссера на эту кинематографическую авантюру. Такая утка действительно «пролетела» на одном из ведущих телеканалов, и сразу возник вопрос о заинтересованности руководства этого самого канала в подобном освещении дел. Точно также, нахрапом, анонсировались и предыдущие блокбастеры, продюсером которых этот канал также выступал. Однако публика клюнула на живца и на этот раз.

«Продолжение истории героев оригинала меня не убедили. Предложенная версия скучна и неинтересна. Я и сам бы смог снять, скажем, «Гараж-2», но не стану этого делать», - приведена прямая речь Рязанова в сообщении, которому хочется доверять.

Поначалу хотелось попросту выключить это скучное видео, прервав череду нелепых картинок, складывающихся в жуткое ощущение дежа вю. Финал же предвиделся не то, что банальным и предсказуемым, но близким, минут десять, не больше, как умрет, не приходя в сознание. Но действо продолжалось, и в процессе мной овладели другие ощущения – катастрофического «дурилова». Знаете, как в лохотроне: ты знаешь, что тебя дурят, но пока не понимаешь, в чем именно. Ожидание сюрприза возникло на стыке второй и третьей трети фильма, но быстро исчезло. Я подумал, ну, не может же быть все так банально и примитивно. Оказалось, может. В какие то моменты появлялось желание догадаться, в чем же дурят нашего брата, но загадка так и осталась неразрешенной. Уже на исходе картины чувство опустошения, если не сказать, глубокой обиды, обиды до слез совпало с грустной песней – эпилогом. Но я могу точно сказать – отсмотрел все от кадра до кадра, и посему имею право на свое мнение.

Впрочем, в своем радикальном мнении я не одинок, и байки о сумасшедшем успехе картины оставим на совести пиарщиков или на радость тем, для кого правда жизни самой смерти подобна. Пусть радуются старушки, для кого организовали бесплатные региональные просмотры. Они привыкли к сериалам и, если снимут еще одно продолжение к продолжению, где на пресловутой улице Строителей-3 в прямом и переносном смысле валять дурака будут уже внучки и внуки Нади и Жени, они скушают и этот видео хлам. Вообще говоря, именно с режиссером этого фильма связана самая оголтелая раскрутка в телеэфире.

Раздавались и трезвые замечания о том, что достаточно посмотреть рекламу, чтобы понять весь бред о злополучном блокбастере. Но упрямые раскрутчики в карман за словом не полезли, тут же решив действовать по принципу «кто нам мешает, тот нам поможет». Одна из наживок, которую решили использовать для поимки тупоголовых пискарей в этом, казалось бы, неприглядном свете, стала такая. Оказывается, для рекламного клипа были взяты неудачные фрагменты, на самом деле фильм просто шикарный!

Кажется, что этот двухчасовой ролик создали специально для того, чтобы разоблачить, открыть нам жуткий секрет – никакого Деда Мороза нет и в помине! В самом деле, когда мы становимся взрослыми, происхождение сказочного  дедушки, подарков, елки становится до банального грустным. Оказывается, это не подарки вовсе, а покупки, сделанные нашими родителями за вполне реальные деньги, и билеты на елку тоже, а сам Дед Мороз – просто статист, заучивший банальный фразы, рассказывающий маразматические сказки, напивающийся на год вперед. И Снегурочка ему не внучка, а непонятно какая жучка. Кстати, в «Продолжении» такое разоблачение отнюдь не фигуральное, а вполне реальное. Михаил Ефремов и Евгения Добровольская своим натурально-алькогольно-пародийно-издевательским выступлением просто уничтожили остатки веры в новогоднее волшебство, подорвали вполне осознанное ожидание доброго нового года, несмотря на все подорожания и перевыборы президента. Назовите это взрослыми кратковременными иллюзиями – сути это не меняет. Но рвотный инстинкт на Деда Мороза сработал – Ефремов как никто приложил к этому руку. А режиссер в очередной раз подчеркнул, что пьянство – суть наша национальная добродетель. Кстати говоря, если Ефремов-сын из картины в картину переходит как заклятый алкоголик, побирающийся на заначках, то его напарница обладает куда большим актерским диапазоном.

Нас лишили сказки – вполне правдоподобной и до боли родной. Отобрали родных и близких нам людей, не стареющих и из года в год остающихся молодыми. Также из года в год и мы верили, что не стареем, что мы все те же. Из года в год.  У нас украли время, можно сказать, украли нас самих. Неожиданно сложившаяся и поддержанная нами без всякого пиара традиция вновь переживать за любимых героев сблизила нас, и стала украшением каждого нового года – наверное, ни в одной другой стране мира нет похожей традиции: смотреть уже заученный наизусть фильм, и каждый раз удивляться. Мы точно знали, как все будет происходить, и чем закончится, и все же оставляли один шанс из миллиона, что именно под этот новый год эта история пойдет совершенно по другому руслу. Так оно было. Из года в год мы становились кто старше, кто старее, но мы неизбежно, подсознательно соотносили свои поступки с поступками героев фильма – в этом, безусловно, огромный талант Брагинского как литератора и Рязанова как его соавтора. Попытка же разжевать поставленное многоточие уничтожила оригинал. Надеюсь, понятно, почему.

Новый ролик, претендующий на продолжение, может быть только во всем «анти» по отношению к оригиналу. Нарушающий все литературные правила, в частности, единства времени и места, сценарий до непрофессионализма банальный и неинтересный. Хаотичная, сумбурная, суетливая операторская работа в манере «Ночного дозора», отвлекающие и сбивающие с едва наметившейся мысли видео эффекты, поверхностная и схематичная работа актеров, превратившая художников в говорящие манекены, кроме ощущения мельтешения за приоткрытой соседской дверью не оставили ничего. Они, собственно говоря, и стали пластмассками – словно попали сюда случайно, чтобы произносить совершенно чужие и пустые фразы.

Видеоряд нового видео не поимел той поэтической основы, или, наоборот, канвы, за которые мы так полюбили рязановский шедевр. Ремиксы на музыку Таривердиева оказались чужеродными, словно видео идет само по себе, а по радио включили DJ Грува или кого-то из его коллег. И повтор одного из ключевых и, пожалуй, самых трогательных, эпизодов оригинала  с песней под гитару тоже оказался холодным и схематичным. Впрочем, как и все остальные эпизоды, отобранные сценаристом по случайному принципу.

Кстати, сам принцип сценарного подхода Алексея Слаповского и всей сценарной группы непонятен – то с позволения сказать драматург почти точно следует за Брагинским, боясь упустить детали, то допускает себе вольности явно на потребу публики. Причем, совершенно очевидно, что и тут не иначе как быдлом сценарист публику и не представляет. Хорошим примером может послужить эпизод в милицейском обезьяннике с пьяным финном, которого неправдоподобно изобразил Вилле Хаапсалло. Почему бы, к примеру, не повторить эпизод с фотографией нового Ипполита, в новой версии тоже на «И», Ираклия то бишь– фотку по веянию времени непременно можно было сделать цветной, а распечатать дубликат на фотопринтере для Нади-второй уже не составило бы труда, тем более что компьютер нарочито был поставлен в центр педантично восстановленного студийного интерьера.

Вообще говоря, реальные приметы времени даются Тимуру Бекмамбетову с трудом. Бесконечно отвечающий на телефонные звонки Безруков (В роли Ираклия) смотрится скорее не деловым человеком, а шутом гороховым. Не потому ли красивая, но абсолютно пустая актриса Лиза Боярская (в роли Нади-младшей) предпочитает сотовому балаболу несколько более сдержанного на телефонный трендеж Хабенского (в роли Лукашина-младшего).  Лие Ахеджаковой пришлось «отправиться в Израиль» - тоже примета времени, впрочем, с этой идеей сценарист опоздал лет на десять, не меньше. Валентине Талызиной, погрузневшей, уставшей одинокой даме (подруге Нади-старшей) пришлось «отдуваться» за двоих, и еще и объяснить все же объяснить зрителю первопричину всей этой ремейк-заварушки.  

Говоря о нарочитости, следует сказать и о спонсорах проекта – думается, в следующий раз многоуважаемому Константину Эрнсту придет в голову пускать ненавязчивые компьютерные вставки или титры, как это делается, скажем, во время хоккейных трансляций. Или, может быть это наоборот, пародия рекламодателя на своих конкурентов? Вы поняли, речь идет о скрытой рекламе сотовой компании – наверное, соответствующим органам еще следовало бы разобраться. Впрочем, и японский производитель автомобилей может быть доволен. Их новая модель под музыку Таривердиева разрекламирована на высшем уровне.

В рязановском шедевре все было продумано и отточено до мелочей: от сценографии - до каждой реплики, от актерской позы - до жеста, от видеоряда - до точки, где стоит камера. У оператора оригинала каждая точка, как точка отсчета. Заметьте – в оригинале нет ни одной случайной или связующей фразы, каждая фраза – ключевая. В операторском ремейке Сергея Трофимова мы видим, как камере тесно, она гуляет, выхватывая случайные планы. Тесно и самому режиссеру – для него «Дозор» неисчерпаемое поле для креатива мысли, а тут тема камерная, личная, интимная. Совершенно не его: реклама и кино, как оказывается, вещи несовместимые. Ни дать, ни взять – передача «За стеклом» в киновыражении.

Рязанов вообще большой мастер снимать киноспектакли, достигая настоящего эффекта не техническими приемами, а выразительной грамотностью постановки и художественной глубиной. Это мы видели и в «Гараже», и в «Предсказании», и в «Дорогой Елене Сергеевне» - картинах разных, но сделанных безупречно без дорогих, но по сути дешевых прибамбасов. Бекмамбетов же или «повелся» на голливудскую  моду, или по-другому попросту не умеет, забыв, что породившая его реклама, и уже позабытые и никому ненужные два «Дозора» - это одно, «Ирония судьбы» - совсем другое.

Конфликт, построенный на старом как мир принципе любовного треугольника, мастерски разыгранного Брыльской (с голосом той же Талызиной), Мягковым и Яковлевым,  как карточный домик рассыпается в версии Бекмамбетова. Утяжелившийся Мягков, изрядно сдавший Яковлев и уставшая от телевизионных шоу Брыльска что-то пытаются лепетать, словно оправдываясь перед зрителям за разыгранный старческий спектакль теней. Но бренды – есть бренды и, очевидно, мы просто простим их. В конце концов, если мы скинемся даже не по  500 рублей за сказку, а поменьше, что-то перепадет и им. Они достойны хоть крох от доходов первого канала. Как говорится, за прошлые заслуги. 

Не зря Юрий Яковлев первоначально отказывался от работы в фильме, справедливо и коротко мотивируя свой отказ: мы уже все сказали тогда, история исчерпана. Это правда: разве важно, в конце концов, поженятся или не поженятся Надя и Женя. Важно, что в их жизни произошел такой казус, и только зрителю решать, закончится все ЗАГСом, или…  Ведь все решается не в искусственных продолжениях – недаром  же фильм назван «Ирония судьбы». В новом ролике судьбе-то места и не оставили. Про иронию и говорить нечего.

Одни великий режиссер писал: «фильм – это больше, чем мы видим на экране». Именно это «больше» делает из формально отснятого материала произведение искусства, а из зрителя – соавтора произведения.  Режиссер «Второй иронии» изначально поставил своего зрителя вне игры. Как жаль, что это заметили не все.

Сомнительно,  что  и поначалу Эльдар Александрович искренне поддержал этот проект – как с точки зрения искусства в целом и кино в частности, так и со зрительской точки зрения. Нам искусственно навязали новую традицию пожирать ремей    ки. Это в духе времени – но, надеюсь, она не приживется. Хочется все-таки верить, что мы диктуем времени, а не наоборот, и закон попсы не сработает хотя бы тут. И бредовый постулат «если картину смотрят миллионы, значит, она хорошая», будет развенчан. Конечно, коммерция тут, как говорится, прет изо всех щелей. Именно ей объясняется и то, что к фильму присоединились и практически все фигуранты оригинала – из главных ролей почти все. Кроме ушедшего от нас Георгия Буркова, пожалуй, светлая ему память. Живые легенды и присоединившееся к ним пополнение  как могли, отработали свои роли.

Последние кадры фильма. Семейный дуэт Алла Пугачева & Кристина Орбакайте поют песню самого модного на сегодня коммерческого автора. Кговорится, «Фабрика звезд» рулит по полной! Последний миф прошлого века развенчан.

 

Написать отзыв:

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Пожалуйста, пишите тему Вашего отзыва.
Я буду благодарен Вам за конструктивную критику и добрые пожелания. Указывать имя и электронную почту обязательно. Ваш отзыв из Архива размещается в модерируемой Книге отзывов автоматически
 

Для защиты от спама введите комбинацию, изображенную на картинке:


 
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.