Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт. Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Дмитрий Выхин. Официальный сайт.
Мини-блог | Главная | Читать | Отзывы | Песни | Промо-акция  
 

Национальная идея, или праздник каждый день

ТО, ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ

Неправда, что в современной России нет национальной идеи. Она есть. Возможно, вы даже знаете про нее больше, чем я. Эта идея пронизала все слои общества – от самого дна до золотой элиты, став едва ли не единственным общим знаменателем нашей жизни со своими традициями, своеобразной культурой, героями, и героинями, особым языком, собственным юмором. Перефразирую пушкинское: «питью все возрасты покорны». Несмотря на то, что магазины по-прежнему различны у народа и «партии», душевные посиделки у нас являются досугом, вызывающим общий респект и поклонение. Питие у нас больше, чем процесс, значимей, чем ритуал, это часть нашего бытия. Обильно тиражируемая попсовым квазиискусством в виде бесконечных «аншлагов», сериалов и «комеди клабов», национальная идея не только не сходит на нет, но обретает «нано» черты.

Народ давно придумал для питейного реквизита особые названия, эдакие нарочито-исковерканные термины. Не вино, а винище, не водка, а водяра, не пиво, а пивко (ссылка на песню «Про пиво» на стихи Дмитрия Выхина, который, впрочем, сам пиво не жалует – прим. авт.). Однажды у метро я услышал такую фразу: ««Алкаши затарились бухлом». Не имея специальной лингвистической подготовки, иностранец, пожалуй, не поймет ее смысла, но наш закаленный отечественной лексикой обыватель настолько, как говорится, в теме, что даже, не будучи искушенным в питейных делах, на лету уловит суть этого витиеватого ребуса. Мы понимаем подобные фразы почти на подсознательном, едва ли не на генетическом уровне. Вне связи с тем, пьем мы сами или только наблюдаем. Хотя много ли таких, только наблюдающих? Пропитые лица, как говорил мой приятель, явно не перегружены интеллектом, но мы к ним будто привыкли с рождения, и они вроде почти симпатичны нам. И кажутся добрыми братьями и сестрами – так они порой похожи. Все, в общем, довольно чудно (с ударением на первом слоге). Но как объяснить малолетнему ребенку, почему грязный дядя лежит у лифта и не идет к себе домой? У каждого из тех, кто имел несчастье искать истину в вине, свой затяжной прыжок в бездну. Продолжая каламбурить вослед классикам, скажу, что все пьющие счастливы по-разному, но несчастны одинаково. Некоторым, надо признаться, все-таки удается до поры до времени держать себя в рамках, но относительные проценты спившихся и погибших от алкоголя людей не дают полного представления о повальном бедствии, поскольку в абсолютном исчислении в масштабах общего населения нашей страны это настоящие боевые потери. Особенно тяжела минута похмелья, но временами за нее, едва достижимую, приходится еще и побороться. Или оказаться в ситуации, когда жизнь станет не дороже потертого пятака.

Нелепая пословица: если не пьешь, значит, шпион, - не мысль, а провокация. Как раз настоящий шпион пить умеет очень хорошо – пить и не хмелеть. Безусловно, трезвый человек вызывает подозрение, если прочие участники компании уже почти «готовы». Кто он и что тут делает, возникает невольный вопрос у большинства? Не пришел ли разведать все наши секреты?
Хмель сопровождает нас и в горести, и в радости. Помогает утешиться в минуты скорби, становится частью торжественных мероприятий в жизни. Качество свадьбы и поныне определяется количеством выпитого – причем с доскональным подсчетом, сколько водки, сколько вина, ну и так далее. Такой подсчет становится своеобразным ритуалом, который, естественно, тоже неплохо бы «подмочить». Да и на досуге алкоголь наш лучший друг. Не потому ли пивная реклама «бьет» именно на это:: какие дружеские посиделки без янтарного напитка? Озерцо, рыбка и ящичек такого невинного пивка – то ли не счастье!

Алкоголь занимает первое и самое почетное место в меню любой вечерники, а человек, вызвавшийся обеспечить питейное меню, по праву пользуется особым почетом – до начала вечерники. Но особо интересны всякие дополнения к этому меню, как правило, уже импровизационного характера.

Тема пьянства и ее верного спутника, алкоголизма, проходит едва ли не красной нитью в любой с позволения сказать юмористической программе на любом канале. В каждом аншлаговском клоне питейная тема становится чуть ли не ведущей. Возможно, авторами и исполнителями подобных миниатюр движет благородное желание высмеять зеленого змия, но эффект, прямо скажу, получается обратным. Как же надо не уважать самих себя, если публика с таким упоением гогочет и ржет над собственным скотством? Вопрос нашим ведущим аншлаговым артистам: вам самим не надоело показывать эту мерзость и неистово кривляться, стараясь быть искренними?

Культурная ценность таких, с позволения сказать, требует обоснования, но пусть это останется на совести критиков. Хочется сказать другое: не удивлюсь, если вдруг вскроются факты, что подобные репризы и фокусы оплачиваются алкогольными олигархами.

Однажды мне кто-то под большим секретом поведал миф о том, что некто из руководителей нашего государства, ну, очень популярный человек, владеет производством очень «распиаренного» пива. Не знаю, правда, или нет, но символичен уже сам слух. Срастание пивного монополизма с государственной бюрократией самого высокого уровня не просто дискредитирует очередную волну борьбы «за алкоголь с человеческим лицом», но и делает ее явной ИБД – имитацией бурной деятельности. Впрочем, возможно кто-то товарища и оклеветал. И все же в эффективность социальной антиалкогольной, по сути, без приставки «анти», рекламы, сделанной с поистине попсовым размахом, я не верю. Тем более в «месячник запретных мер». И не окажется ли эта волна всего лишь той волной, которую «гонят» понапрасну?

ПИВНАЯ ТАМ, ГДЕ ТЫ

Это можно называть социальной проблемой. Проше говоря, если нет денег на ресторан, можно просто пойти в ближайший продмаг, а потом с покупкой в подъезд, желательно, не собственный, тем более, если квартира благополучно пропита. Где-нибудь между этажами на подоконнике вполне найдется местечко для честной компании.

Так или иначе, мы снисходительны к пьянкам, будь то сходка вчерашних школьников с банками почти «безобидного» коктейля и бесполезными «кальмарами» в пакетиках, или бурная выпивка с «девочками» бальзаковского возраста и обильным матом на детской площадке.

Если буянят ваши соседи, следует, конечно же, вызвать милицию, которая почти без опоздания приедет, но в итоге будет разводить руками. Это в советское время пьянчуг и дебоширов гоняли и свозили в медвытрезвители, а теперь - демократия. «Пока не произойдет ЧП, задержать не имеем права. Пить или не пить – частное дело каждого жильца. А жилище – вещь неприкосновенная», - честно говорит товарищ майор. Вот это времена, вот это нравы!

Вспоминаю одну из песен Макса Леонидова. Фабула ее в том, что двое друзей, пойдя на охоту, так «увлеклись» распитием спиртного напитков, что не заметили, как оказались друг другу злейшими врагами. И, само собой разумеется, один из них «просто так сгоряча» зарезал другого. За что Лукич застрелил Кузьмича? Да ни за что, просто так, сгоряча.

СУХИЕ ЗАКОНЫ. КАК ЭТО БЫЛО?

История сухого закона в России вообще достаточно экстремальна. Первый раз репрессии обрушились на страждущих по беленькой в самый разгар первой мировой войны и якобы принесли свои позитивные плоды. А тут как раз революция подоспела, сделав в итоге главным завоеванием большевиков свободу от слова и от трезвости. Не тут ли вспомнить про очередной навет на товарища Сталина, открывшего алкогольные шлюзы, чтобы таким образом подчинить себе пролетарский люд?

Вновь к этому вопросу вернулись во второй половине шестидесятых, но потом получилось так, что оттепель отменили, а трезвость так и не объявили, видимо, боясь лишить советских людей последней радости. Михаил Сергеевич со свойственной ему прямолинейностью приказал рубить виноградники. Проблемы это не решило.

Новое поколение борцов за трезвый образ жизни ничему хорошему от истории не научилось, и вновь кавалерийским наскоком с шашкой наголо издаются указы и постановления правительства. Все это в очередной раз напоминает то ли популизм, то ли коммунистические штучки.

«ПАЛЕНКА» ЛЕГАЛЬНАЯ И НЕЛЕГАЛЬНАЯ

Проблема, как оказалось, не только и не столько в алкоголе как таковом. Нещадная борьба за потребителя, а, по сути, борьба с потребителем не на жизнь, а на смерть, возвели проблему в квадрат. Новые «нано» технологии позволяют производить всякого рода «энергетические» напитки, которыми вот уже десятилетие травят молодежь. Ей не предлагают «банальные» водку и портвейн. Теперь в моде всякого рода «энергетики» и коктейли. Формально являющиеся слабоалкогольными, подобные, с позволения сказать, напитки на поверку являются жидкостями по истине сумасшедшего состава. Молодежь не просто спивается – она вымарывается изнутри так, как будто бы выжигалась серной кислотой. Мне, конечно, возразят, что «кола» тоже дрянь, и вообще жить вредно, но надо ли случать таких спорщиков?

Контингент попроще уважает напитки по цене ниже рыночной – по сути, не просто бормотуху, а пойло, убивающее на своем пути все живое. Такой товар не рекламируют по телевизору и не упаковывают в красочные обертки. Он просто не нуждается в рекламе! И, уж тем более, они не выглядят так привлекательно и модно. Зато убивает быстрее и гарантированно.

Может быть, нас просто пугают телевизионщики? Хотелось бы в это верить, как и в то, что правда - лишь часть от увиденного.

КТО СПАСЕТ НАЦИЮ?

Очевидно, что наше время – эпоха двойных стандартов. Почему-то кажется, что те, кто так рьяно протестует против алкоголя, за границами охвата видеокамер расслабляется. Наверняка у них, как говорится, рыльце в пушку, точнее, «рожа в салате». Трудно представить, что артисты и режиссеры, так ратующие за наши с вами жизни, обойдутся без своих пафосных презентаций и элементов бурной шоу бизнес реалити с соответствующим антуражем и аттрибутикой.

Религия как панацея от всех бед пока не представляется возможной. Популяризация святых ценностей через пресловутый пиар, вызывающая некое отторжение у народа, накладывается на лубочно-карикатурное восприятие, доставшееся нам с советских времен. Возвращение к традициям, не предусматривающим алкоголь, идет достаточно тяжело, тем более, когда социалистический интернационализм перемешал многие исконные понятия. Впрочем, у религии на своременном этапе могут быть и другие цели. Достаточно сильно «мешает» и пресса, открыто говоря о том, что с вечными ценностями у нас не все в порядке. Кто-то с пеной у рта пытается доказать, что подвижничество и труд способны увести пьяниц из городов в таежные леса и сделать из них трудоголиков и вообще «белых и пушистых». К несчастью, показательные примеры скорее исключение, чем правило. Пропаганда спорта у нас больше коммерческие проекты, чем реальные малозаметные дела. Болельщиков больше интересует тусовки, по возможности с выездами за границу, нежели сами занятия спортом. А детский спорт становится все менее доступным для родителей, принуждая к жесткой экономии. Что больше всего умиляет, так это когда спонсором хоккейной команды или футбольного турнира выступает какой-нибудь пивной магнат.

Много трепа о том, чтобы привлечь государство и призвать бизнес к сотрудничеству с ним. Да, очевидно, что здоровое общество – это процветающая Россия. Понятно, что это стабильная экономика, налоги, развитие промышленности, рост покупательной способности и так далее. Но возможен ли такой плодотворный симбиоз? Не станет ли такой социальный проект новой бездонной бочкой, новым провалом по известным заранее причинам? Не превратиться ли все в лозунги типа «Единая Россия – непьющая Россия?» И согласится ли какой-нибудь Иван Иваныч из Урюпинска со своей жалкой консервной фабричкой бороться за трезвый копеечный персонал и посылать их в профилактории за свой счет? А как же воровать и откладывать себе в карман?

Мы вынесли самим себе диагноз «национальное бедствие». Да, это верно. Но, к сожалению, пока не набрались мужества приравнять это бедствие к национальной идее, так или иначе объединяющей всех нас – прямо или косвенно. Что такое прямо - мы уже поняли. Но есть и косвенная связь, часто весьма конкретная, выраженная в неумолимой статистике. Таким образом, никому из нас не отвертеться.

Говорить банальности из разряда тех, что надо повышать уровень культуры в стране или вести контрпропаганду здорового образа жизни, или, наконец, взяться за отчаянную борьбу, по меньшей мере, глупо, ибо не ново. С разной степенью конкретики эти мысли по существу не говорят ни о чем. Рассуждать с пеной у рта о социальном дисбалансе в обществе или искать историческую подоплеку также можно, но все эти разговоры уведут дискуссию в сторону.

Самое страшное при всей своей банальности и дешевизне искать виноватых – тех, или того, кто спаивает Россию. Хорошо, если это только вызовет очередную интернет-склоку, как это бывало уже ни раз. По крайней мере, очень бы не хотелось, чтобы неотесанный радикализм вылился на улицы. Такие вещи в нашей долгой истории тоже случались.

В любом случае, пока алкогольная тема витает в обществе как национальная идея, нам от ее навязчивого вторжения не избавиться. Увы, некоторые мои знакомые, которым я выражал свою мысль об этом, не разделяют ее: «Нет, ты что, какая национальная идея?»

Да, это не национальная идея – это больше, чем национальная идея. Это больше, чем культ алкоголя. Это «над-идея», пережившая и революции, и коммунизм, и демократию, и, тем более, всякие хоккейно-футбольные страсти. Скажу, что среди моих оппонентов были и убежденные трезвенники. Или подобные постулаты на трезвую голову не воспринимаются? Мне кажется, когда мы поймем глобальность проблемы для общества, когда мы перестанем отделять «нас» от «них», когда прекратим зарекаться от «сумы» и от «тюрьмы», нам всем станет хоть немножечко легче.

Остается только ждать? Так, как терпеливый нарколог ожидает, покуда опустившийся алкоголик наконец-то одумается и придет к нему на прием? Очевидно, что насильно в рай не затянешь. Пока там наверху придумывают новые законы и перекидывают деньги из одного кармана в другой, производители торопятся наварить в прямом и переносном смысле как можно больше.

Национальная идея как культ выпивки должна быть развенчана и низложена. Забавляться по-настоящему преступно, да и опасно, поскольку она едва ли не страшнее, чем атомная бомба. А те, кто все еще продолжает зарабатывать на народной беде, должны быть обязательно осуждены обществом. Но для этого надо, наконец, очнуться.

Как мы знаем, свято место пусто не бывает. И, если даже на минуту представить, что общество освободит себя от алкогольной зависимости, чем заполнится эта пронзительная пустота? Во что мы загоним мы себя в этом случае? Хотя, давайте думать поступательно!
 

Написать отзыв:

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Пожалуйста, пишите тему Вашего отзыва.
Я буду благодарен Вам за конструктивную критику и добрые пожелания. Указывать имя и электронную почту обязательно. Ваш отзыв из Архива размещается в модерируемой Книге отзывов автоматически
 

Для защиты от спама введите комбинацию, изображенную на картинке:


 
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.
Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина. Wordmaker. Вордмейкер - словотворец. Официальный сайт Дмитрия Выхина.